понедельник, 30 июля 2012 г.

Джеки Стюарт 1969,1971,1973



Сэр Джон Янг Стюарт (11 июня 1939, Милтон, Шотландия) — шотландский автогонщик, трёхкратный чемпион Мира по автогонкам в классе Формула-1. Телекомментатор американского вещательного телевидения. С 1997 по 1999 года в партнёрстве со своим сыном Полом Стюартом организовал команду Формулы-1 Stewart Grand Prix.Дед Джеки был егерем. А сам он родился в деревушке Дамбек - немного каменных домов в графстве Дамбертоншир - 11 июня 1939 года. И в полном соответствии с бернсовской литературной шотландской традицией, ходил на охоту с дедом, отцом и старшим братом, ещё в детстве став отличным стрелком. Отцовское занятие - у Стюарта-старшего были автомастерская и заправочная станция в Дамбертоне не сверх меры привлекало Джеки. Джимми, старше его на восемь лет, с детства любил канителиться с железками и вскоре стал подающим надежды автогонщиком. В 1953 году он более того вышел на старт британского Гран-при. Джеки же больше нравилось выслеживать лис и охотиться на серн. Благодаря своему охотничьему искусству Джеки более того удалось прославиться. В 17 лет он занялся стендовой стрельбой, посредством год стал чемпионом Шотландии, сквозь два выиграл Кубок наций, а в 1960 году попал на отборочные соревнования к римской Олимпиаде. И продул. Из-за одной-единственной неразбитой мишени Стюарт остался дома, а в Италию поехал Джон Брайтуэйт, которому посредством восемь лет предстояло сделаться олимпийским чемпионом Мехико. Разумеется, это был чувствительный потрясение по самолюбию, но Джеки весьма проворно убедил себя и других, что стендовой стрельбой полно не заработаешь. Теперь он вкалывал в гараже отца - заправлял, мыл, чинил автомобили земляков и заезжих путешественников. Дело ему одним духом понравилось, и Джеки решил сходить на вечерние курсы (в родное время свободный обитатель шотландских гор со школой не дружил), чтобы вслед за тем выучиться на инженера.
Однажды в мастерской Стюартов появился физкультурный "Эй-Си-Бристоль" известного гонщика из Глазго Барри Филлера. "Мотор подобно тому как умирает, - пожаловался он молодому механику. - Справишься?" "Постараюсь", - ответил Джеки. Стюарт справился, и Филлер - а он был богатым владельцем гоночной "конюшни" - смышленого паренька не забыл. Вскоре для одной из клубных гонок ему понадобился пилот. Барри отправился в Дамбертон. Три сезона, с 1961 по 1963 годы, Джеки работал в гараже отца, занимался на досуге стендовой стрельбой, а изредка, по выходным (не чрезмерно зачастую, оттого как не видел в этом ни здоровущий пользы, ни особого удовольствия) выступал в различных любительских соревнованиях, но вдруг для самого себя обнаружил, что автогонки - достаточно выгодный коммерциал. За выходной он получал порой 25 фунтов - намного больше, чем за неделю работы в мастерской. И к началу 1964 года на банковском счету Джеки Стюарта лежала совершенно приличная по тогдашним деревенским понятиям сумма -150 фунтов стерлингов. Как вы понимаете, сейчас самое время нарисоваться на сцене и героине баллады - неприступной шотландской красавице. Хелен Мак-Грегор было 17, и работала она кассиршей местного банка. Но Джеки - небольшого росточка, чуть-чуть косноязычный сельский механик - показался ей скучным и глуповатым. И уж точь-в-точь не походил на сказочного принца, которого обязана поджидать 17-летняя чаровница. Они расстались, но сквозь немного месяцев Джеки напомнил о себе. А ещё сквозь год сыграли свадьбу -с волынками и элем. "Ха-ха, вот сватовство!" - наверное похвалил бы своего земляка Берне и добавил бы: "Оно, конечно, приподнято летит иная птица. Но в дальней птице так нетрудно порою ошибиться". Встрой ли более того в самых радужных мечтах Хелен представлялось, что сказочный принц введет ее в настоящие королевские дворцы и чертоги миллиардеров, что ее будут принимать президенты и поздравлять принцессы. Впрочем, до этого ещё было достаточно неблизко.

В самом начале 1964 года на автодроме в Гудвуде проходили тесты нескольких команд формулы 3. Среди молодых, никому не известных пилотов был и Брюс Мак-Ларен, победитель трех гран-при формулы 1, вице-чемпион мира 1960 года. Представляете, как поразил всех Стюарт, на таком же "Купере" побив время новозеландца! И Кен Тиррел сразу предложил Джеки годичный контракт на выступления в его команде в британском первенстве ФЗ.

Однако новоиспеченный профи не переоценивал собственных сил. Он подошел к Иону Янгу, тот, что был тогда секретарем Мак-Ларена, и попросил сделаться своим менеджером, пообещав десятую доля всех будущих доходов. "Сегодня те, кто не знают этой истории, сильно удивляются, - писал сквозь тридцать лет Янг, - что я отказал Джеки Стюарту. Но кем он был тогда? Мальчишка из формулы "Юниор"! А я - менеджер пилота чемпионата мира". Прошло всего полтора года, и, поздравляя Стюарта с победой в Гран-при Италии, Янг написал Джеки шутливое письмо: "Твое мастерство и моя вера в твою счастливую звезду помогли мне победить пять фунтов на тотализаторе. Я вижу, что мы можем поработать над этим сообща. И оба станем миллионерами, вместо того, чтобы им стал только ты". Но было поздненько - более того для шуток. Джеки резво вырос из коротких штанишек. Он выиграл британское первенство ФЗ и традиционную гонку этой формулы в Монако. Он уже успел распроститься с Тиррелом и более того отступиться от места в "Лотосе".

Джеки завсегда все рассчитывал сильно точь-в-точь, продумывая любой свой шаг до мелочей, и если наступал на грабли, то единственный только раз - не больше. Так, отправляясь как-то раз на гонки на континент, он забыл бумажник с паспортом и билетами на крыше своего "Эм-Джи". Только в Дувре пропажа обнаружилась, пришлось трезвонить в полицию... К счастью, все обошлось. Но с тех пор Стюарт не позволял себе подобной рассеянности, проявляя исключительную пунктуальность в мельчайших деталях, касавшихся его профессии. Что уж изъясняться о вопросах больше серьезных. Поговаривали, что для нескольких десятых секунды на круге Колин Чепмен делает "лотосы" чересчур хрупкими, играя жизнями своих пилотов. И осмотрительный Стюарт отдал предпочтение команду, которая хоть и не обещала до того стремительной карьеры, но в которой, по его словам, не было такого внутреннего напряжения", - BRM.

Редко кому в формуле 1 удавался этакий дебют. Первый же период принес Стюарту победу в Гран-при и "бронзу" первенства мира. Лучше были только чемпионы - Джим Кларк и Грэм Хилл. А в первой же гонке сезона-66, Гран-при Монако, Джеки обставил обоих, впервой в жизни выйдя в лидеры "Формулы-1". Многим показалось, что наступает новая эра. Время Брэбхэма, Хилла и более того Кларка проходит. И совместно с "трехлитровой" формулой 1 наступает пора Джеки Стюарта. Уж больно стремительно покорился этому шотландскому вундеркинду автогоночный Олимп - вспомните, потому как Джеки вступал всего только в третий свой профессиональный период! Но сквозь три недели потом триумфа в Монте-Карло был Большой приз Бельгии.

Трасса в предгорьях Арденн всю дорогу славилась капризной погодой. Длиннющее 14-километровое колечко, проходившее по дорогам общего пользования, отличалось ещё и тем, что порой на отдельных его участках лило как из ведра, а на других было совсем сухо. Вот и 12 июня 1966 года на старте в Спа-Франкоршам небосвод обложили тяжелые тучи. Но асфальт оставался сухим. В повороте "Маета Кинк", тот, что гонщики проходили где-то на 240 км/ч, уже шел дождина. BRM Стюарта не выдержал на мокрой дороге и, пробив хлипкий деревянный заборчик, вылетел с трассы.

"В моей жизни было довольно страсть сколько неприятных моментов, - вспоминал непочатый край позже Джеки. - Но тот кошмар и ныне стоит перед глазами. Прижатый сломанной рулевой колонкой, я не мог вылезти из этого проклятого железного гроба и, воя от боли, с ужасом наблюдал, как кабина наполнялась бензином из пробитого бака. Достаточно было малейшей искры..." К счастью - как раз, к счастью! -в том же самом месте посредством немного секунд вылетели и два других пилота BRM. Грэм Хилл и Боб Бондюрант бросились спасать своего товарища, но руль не снимался, Джеки никак не удавалось избавить из обломков машины. Хилл кинулся к судьям, зрителям, раздобыл где-то отвертку. Томительные секунды, минуты длиною в вечность Джеки ждал, когда его вызволят из страшной бензиновой купели. Потом долго-долго ждали "скорую", следом водитель заблудился...

С этого злосчастного дня словно заколдовал кто-то Джеки. За два года только четырежды добирался он до финиша. Правда, в аварии больше не попадал, зато в автомобиле ломалось все, что только может быть. И в чемпионате он опускался все ниже: 1966 год - седьмой, 1967 - девятый. "Кончился вундеркинд!" - поспешили огласить его недруги. А их к тому времени у Джеки набралось изрядно.

"Это была первая моя большая авария, - вспоминал Стюарт. - И я нежданно-негаданно понял: в моих силах изготовить так, чтобы она стала и последней. Нужно было немедля повышать секьюрити - трасс, автомобилей, автогонок вообще". Так начался прославленный "крестовый поход" Джеки.

Маленький шотландец развил вдруг бурную занятие. В 1966 и 1967 годах он стартовал в "Инди-500" (дебют чуть-чуть не закончился победой: за двенадцать кругов до финиша упало давление масла - фортуна улыбнулась Хиллу) и видел, как ревностно относятся к безопасности американцы. И Стюарт стал требовать расширения трасс, строительства отбойников, улучшения покрытия, усиленно рекламировал новые шлемы и комбинезоны, искал огнестойкие материалы для подшлемников и специального нижнего белья. Такой Стюарт не нравился никому. Владельцам трасс приходилось расходовать большие финансы. Приверженцы традиций восхищались отчаянными ребятами, садившимися за руль гоночного автомобиля в футболках с коротким рукавом, и в открытую издевались над шотландцем - поклонником противопожарных кальсон. Даже приверженцы Джеки призадумались: а может, парень-то нетрудно трусоват? Другие же открыто смеялись: видать, сотрясение мозга в Спа не прошло для шотландца бесследно! Согласитесь, сознательно оставаться мишенью для насмешек стоит другой раз не меньшего мужества, чем сиживать в бензиновой ванне, каждое момент ожидая взрыва. Но Стюарту все, казалось, было нипочем, его тоненький голосок становился все слышнее: "Для вас же, упрямцы, стараюсь!" Перелом наступил в 1968 году. Устав от бесконечных поломок BRM, Джеки вернулся к Кену Тиррелу. "Чему научили вас три года в "Бритиш Рэйсинг Моторс"?" - спросили его тогда. "Во всяком случае, я узнал довольно, чтобы не подписывать с ними контракт на четвертый сезон", - ответил Стюарт.

За команду Кена Джеки уже выступал - и удачно - в формуле 2. А к сезону 1968 года Тиррелу удалось принять мотор "Косворт" и шасси французской авиакосмической фирмы "Матра". Правда, период начался с неприятности. На гонке формулы 2 в Хараме Стюарт здорово повредил запястье, два гран-при пропустил и немало недель ходил в гипсе. И на старт в Спа вышел с забинтованной правой рукой. "Мне многие говорили тогда - ты, чувак, с ума сошел! - признался Джеки. - Мало тебе той аварии? Одной рукой, да под дождем, машину в аккурат не удержишь!" Но Джеки справился. До последнего круга он более того лидировал! И только неверная тактика лишила шотландца победы - на последнем круге ему пришлось заехать в боксы дозаправиться.

Зато вслед за тем все пошло как по маслу - победы в Зандфоорте, Уоткинс-Глене и самая знаменитая - на "Нюрбургринге". Шел дождина, трассу укутало плотное одеяльце тумана, но Джеки лидировал со старта до финиша и "привез" ближайшим преследователям четыре минуты!

Именно тогда стало ясно, что тот самый махонький шотландец - пилот чемпионского калибра. И обвинять его в трусости уже никто не решался - во всяком случае, никто из тех, кто видел Гран-при Германии на "Нюрбургринге" в августе 1968-го. Так что особенной сенсации не произошло, когда сквозь год, одержав шесть побед в первых восьми этапах, Джеки стал чемпионом мира. И ещё надевал чемпионскую корону в 1971 и 1973 годах, опередив по числу побед в гран-при своих великих предшественников - Кларка и Фанхио. Неожиданностью стало скорее его пятое местоположение в семидесятом и вице-чемпионское звание в 72-м. Сначала им с Кеном Тиррелом ничего не оставалось, как приобрести крайне посредственный "Марч" ("Кусок дерьма, а не агрегатина!" - говорил приятель Стюарта "по несчастью" Крис Амон). А вслед за тем Джеки подвело самочувствие - открылась язва желудка. Да, то была эра Стюарта. Причем он не был баловнем судьбы или только прирожденным талантом, или чутким технарем с золотыми руками и музыкальным слухом. "Кларк - талантливее" - говорили около, - "Риндт быстрее. Но Стюарт - наилучший." Он принес в автогонки что-то близкое, став насовсем образцом для подражания. "Природные способности - это без затей, - писал Джеки в вышедшей в 1972 году книге "Быстрее - Дневник гонщика". - Они или есть, или их нет. Талант не нужно совершенствовать. Главное, чему я научился в 1968 году - самоконтроль. Перед стартом шофер испытывает невероятное усилие, огромная ответственность перед командой, людьми, которые сделали твой автоагрегат, мотор, шины, бензин, которые легко купили квиток и хотят зреть красивое представление, заставляет пилотов заблуждаться как раз на первых метрах, первых поворотах, первых кругах. Я понял, что подготавливаться к гонке нужно задолго до старта, чтобы вылезти на трассу предельно сконцентрированным".

Джеки довел свою систему до совершенства. Обычно общительный, активный, улыбчивый, весь собранный и пружинистый, как будто мяч, за сутки до выхода на старт он неожиданно становился спокойным, более того вяловатым. Уходил в себя, избегал шумных компаний и вообще общения с людьми за исключением самых близких друзей и, разумеется, Хелен. Утром в день гонки Джеки старался занять себя чем-нибудь - хорошей книгой, к примеру. "Главное, - писал он, - не лежать утром в постели, думая о погоде, о тех, кто был быстрее тебя в квалификации и, вероятно, обгонит тебя в гонке. Нет, конечно, я не забывал о том, что мне предстоит Большой приз. Но мысля об этом была как как будто на втором плане".

"Жизнь излишне коротка, чтобы действовать что-то задаром", - и эту фразу также приписывают Стюарту, "первому бизнесмену посреди автогонщиков", как временами его называют. "Я ни в жизнь не был любителем, - любил гутарить Джеки. - Денег на свою машину у меня не было, а оттого мне приходилось быть профессионалом. Я понял, что не возбраняется работать финансы на гонках, но весьма долговременно я не понимал, какие монеты!" Еще двукратный чемпион мира, Стюарт заработал в 1973 году восемь-девять тысяч фунтов стерлингов - весьма большие по тем временам денежки, такая заработная плата была у администраторов крупных компаний. Разумеется, призовыми деньгами и гонорарами, которые платил ни при каких обстоятельствах не слывший богачом Тиррел, Джеки не довольствовался. Он заставил действовать на себя "Форд" и ЭЛФ, "Ролекс" и "Гудьир", "Бритиш Эйруэйз" и "Рэнглер", расхваливая на все лады автомобили, бензин, часы и джинсы этих компаний. Причем весьма заботился о том, чтобы представлять только самые известные фирмы с самыми громкими именами, как, к примеру, шампанское "Моэт и Шандон". О преумножении богатств шустрого паренька из горной Шотландии следила в настоящее время специальная корпорация под управлением американца Марка Мак Кормака. А сам Джеки жил в швейцарском местечке Беньин, посреди виноградников между Женевой и Лозанной.

Это в настоящее время принято у спортсменов во всем мире - служить рекламными щитами разных фирм. А в начале семидесятых до того откровенная погоня за деньгами была в диковинку. И не помогала, разумеется, Джеки привлекать новых поклонников из числа "простых" любителей автогонок. Зато "непростых" друзей и союзников у Стюарта становилось все больше. Среди его знакомых и более того приятелей - особы королевской крови и хозяева крупнейших финансовых и индустриальных империй, кинозвезды и моднячие художники. Словно огромной невидимой сетью оплел шотландец мир богатства и власти, зорко следя за своим имиджем умного интеллигента, проницательного знатока спорта и коммерциала, да ещё и своего в доску парня. Невиданное до сих пор в Европе цифра беседа, тысячи и тысячи автографов, десятки баек, смешных и поучительных историй-полулегенд разошлись по миру из-под пера благодарных за хороший материал журнапистов. Так к примеру говорили, что длинные волосы Джеки - также неспроста. А в память о "придворном парикмахере" Стюарта Джее Себринге, убитом совместно с кинозвездой Шарон Тейт на вилле близкого друга Джеки, кинорежиссера Романа Поланского. Всегда рассчитывавший всякий свой шаг, Джеки верно спланировал местоположение и время своего ухода из формулы 1. "Прощальным поклоном" великого маэстро должен был сделаться его сотый Гран-при - "Гран-При США" 1973 года. Тогда фатум вмешалась в планы шотландца: в тренировке погиб приятель Джеки по команде, Франсуа Север. И Стюарт решил не стартовать.

Но таковой дядя, разумеется, не мог длительно оставаться за пределами формулы 1. Команда "Пол Стюарт Рэйсинг", основанная для младшего Стюарта (разумеется, шотландца, хотя родился он в Швейцарии), прошла все ступени "золотой лестницы", ведущей в формулу 1. Через нее в разное время прошли Рубене Баррикелло, Ян Магнуссен, Жиль де Ферран и многие другие звезды. Свое возвращение непобежденный чемпион также рассчитал превосходно. Исключительное право на свежеиспеченный мотор "Форд-Косворт", 30-миллионный бюджет, талантливые сотрудники - конструктор Алан Дженкинз, Баррикелло и Магнуссен (которого сам Стюарт называл самым быстрым, кого он видел в Ф1, охватывая Сенну!) - для шотландца все ещё сложилось потрясающе удачно. Так что, целиком быть может, мы вскоре услышим новые песни из бесконечной баллады о бедном шотландском пареньке, ставшем королем - могучим, мудрым и богатым.

Комментариев нет:

Отправить комментарий